Некоторые итоги «балльного» исчисления пенсий.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Некоторые итоги «балльного» исчисления пенсий.

100805936-109722515.jpg
С 1 января 2015 года в России внедрен новый расчет пенсии. Рассмотрим, к чему привело изменение принципа расчета пенсии с использованием, так называемых баллов.
До 2015 года в расчетах пенсий использовались непосредственно рубли, которые перечислялись работодателями в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее ПФ). Эти рубли зачислялись на индивидуальный лицевой счет каждого работающего человека. На нем они суммировались и ежегодно индексировались в соответствии с официальной инфляцией, обеспечивая как бы сохранность пенсионных накоплений. Исходя из накопленных за всю работу взносов, рассчитывается величина пенсии.
Общая схема определения пенсионных накоплений в данном изложении, кажется простой и логичной. Но это только общая схема, которая не отражает всю сложность и запутанность практических расчетов. При этом чиновники посчитали необходимым в очередной раз ее усложнить и замаскировать свои истинные намерения.
С 2015 года эти же самые рубли из страховых взносов стали за каждый год в отдельности переводиться сначала в баллы, а потом снова в рубли. Для чего же чиновники ввели дополнительный механизм? Как мы помним переход на балльную систему преподносился, как механизм позволяющий увеличить пенсию будущему пенсионеру. Посчитаем, что из этого получилось на самом деле, используя данные официальной статистики, на конкретном примере.
Возьмем за базу отсчета предшествующий нововведению 2014 год. Будем сравнивать с ним, как изменятся годовые вклады в пенсионные накопления в виде индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК), определяемого за каждый календарный год. До 2015 года предельная величина годовой заработной платы, с которой начислялись страховые взносы (далее - предельная сумма страховых взносов) и в Пенсионный фонд на индивидуальный лицевой счет работника, и в фонд ФСС была одинаковой. В 2014 году она составляла 624 тысячи рублей. Начиная с 2015 года, они стали отличаться. В 2015 году в ПФ предельная сумма страховых взносов составила 711 тыс. руб., а в ФСС - 670 тыс. руб. В 2016 году 769 и 718 тыс. руб. соответственно и так далее (см. столбцы 3 и 5 таблицы). За каждый год, когда за работника перечислялась максимально возможная сумма страховых взносов, работник, при расчете пенсии, должен получить максимально возможное количество баллов - 10.
Предположим, что человек заработал в 2014 году 312 тысяч рублей, что составляет половину от предельной суммы. В балльной системе исчисления это давало бы ему ИПК в половину от максимально возможного значения (10 баллов), т.е. 5 баллов за год.
В 2015 году работодатель проиндексировал его заработную плату на уровень инфляции (индекс потребительских цен), которая составила 12,9% (см. столбец 2 таблицы), сохраняя ему тем самым реальную зарплату неизменной. Кроме индексации у работника ничего не изменилось, и он получил заработную плату за 2015 год в размере 352248 рублей. (Детальный расчет таков: 312000 рублей (зарплата за 2014 год) умножить на уровень инфляции, выраженный в безразмерной величине (в частях) равный 1,129 получится 352248 рублей).
Попутно следует отметить, что, к сожалению, далеко не каждый работодатель, проводит процедуру индексации. Даже при проведении индексации часто ее величина меньше, чем инфляция. Поэтому не редки случаи, когда реальные доходы человека только падают, не покрывая рост инфляции.
До 2015 года, на такую же величину как инфляция индексировались пенсионные взносы на индивидуальных лицевых счетах работников, сохраняя тем самым покупательную способность будущей пенсии. При балльной системе сравнение происходит не с уровнем инфляции, а с предельной суммой страховых взносов, которая на каждый год устанавливается Правительством РФ. В 2015 году предельная сумма страховых взносов была установлена в размере 711000 руб. Тем самым наш работник с постоянной реальной заработной платой получит к пенсии ИПК за 2015 год в размере 4, 95 балла. (Детальный расчет таков: 352248 рублей (годовая заработная плата) разделить на 710000 рублей (предельная сумма страховых взносов) и результат умножить на 10 (максимально возможное количество баллов) равняется 4,95 балла).
В 2016 году работодатель так же проиндексировал заработную плату работника на уровень инфляции, которая составила 5,4%, благодаря чему работник получил заработную плату за 2016 год в размере 352248 х 1,054=371269 руб. Разделив эту величину на предельную сумму страховых взносов за 2016 год в размере 769000 руб. и умножив на 10 мы получим ИПК в размере 4,83 балла за 2016 год.
Проделав подобную операцию за каждый год (см. таблицу) можно констатировать, что с 2014 по 2021 года:
1. Официальная инфляция составила 43% (с учетом прогноза Центрального банка РФ на 2021 год в 4%).
2. Темп роста предельных сумм страховых взносов составил в ПФР - 135 %, в ФСС - 55 %.
3. Получая одну и ту же реальную зарплату, индивидуальный пенсионный коэффициент подсчитанный по балльной системе ежегодно уменьшается и за период с 2014 по 2021 год снизится на 39,2% (Детальный расчет таков: 3,04 балла разделить на 5 баллов получится 0,608. Эту величину (0,608) нужно отнять от единицы, получится 0,392, затем его умножить на 100% получится 39,2%). По правилам подсчета применявшимся до 2015 года ежегодный страховой взнос индексировался бы на уровень инфляции и тем самым сохранился бы на одном, постоянном уровне. В нашем примере человек недополучит за 7 лет 7,08 балла, что сопоставимо с его двумя годовыми страховыми взносами. При сохранении в будущем имеющихся тенденций роста предельных сумм страховых взносов, потери будущих пенсионеров будут только увеличиваться. Все это стало возможным «благодаря» переходу на балльную систему подсчета, а если точнее, то произвольно назначаемому верхнему пределу сумм страховых взносов Правительством РФ.
4. Как видно из таблицы (столбец 9) рублевая стоимость одного балла с 2014 года до 2021 года выросла с 64,1 до 98,86 руб., т.е. на 54 процентов. За тот же период предельная сумма страховых взносов выросла на 135 процентов, обесценивая тем самым дополнительно каждый рубль страховых взносов. Если на каждый балльный рубль в 2014 году нужно было иметь 624000 руб. : 64,1 = 9735 рублей заработной платы, то в 2021 году уже 1465000 : 98,86 = 14819 рублей, т.е. на 52% больше. А если бы в ПФ применялись предельные суммы страховых взносов равные принятым в ФСС, то 966000 : 98,86 = 9771 руб., т.е. практически одинаково, что в 2014, что в 2021 году. Это косвенно характеризует обоснованное увеличение предельных сумм в ФСС. Понятно что «больничные» платят в текущем времени, а не через 30 лет и здесь нет смысла хитрить, обсчитывая за счет этого параметра людей.
Таким образом предложенный чиновниками «балльный» учет инфляции позволил им произвольно варьировать по своему усмотрению двумя параметрами - предельной суммой страховых взносов и стоимостью балла. Фактически утвержденные значения этих величин показывают, что пенсии от такого перерасчета только падают.
Назначением высокой предельной суммы страховых взносов чиновники с одной стороны увеличивают сумму поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд от работодателей, от чего последние не в восторге. С другой стороны одновременно снижают ежегодные индивидуальные значений в баллах каждого конкретного человека, за счет уменьшения доли работника в баллах. Уменьшение происходит при делении личных страховых взносов работника на предельную сумму страховых взносов. Первая составляющая (числитель) растет незначительно, на величину, не превышающую инфляцию. Вторая составляющая (знаменатель) растет гораздо выше инфляции. Падение баллов хорошо видно в столбце 8 прилагаемой таблицы. Отстающий от роста предельной суммы страховых взносов рост стоимости балла лишь усугубляет этот процесс.
Можно обоснованно предполагать, что именно поэтому и именно с 2015 года величины предельной суммы страховых взносов в ПФР и ФСС стали отличаться, хотя смысловое значение у этих показателей одинаково (установление верхнего предела заработных плат обслуживаемых страхованием). Рост предельной суммы страховых взносов в ФСС сопоставим с инфляцией, а в ПФР опережает инфляцию в разы. В ФСС для расчетов используются относительно краткосрочные периоды (ближайшие 2 прошедших календарных года от даты страхового случая), в которых просто не учитываются инфляционные составляющие. Два календарных года взамен ранее применявшихся трех или двенадцати месяцев лишь увеличивают не учитываемую в расчетах инфляционную составляющую. При этом за более длительный 2-х летний срок более вероятно, что у человека будут периоды, когда у него не было работы, что уменьшит больничные выплаты. Все это, безусловно, отрицательно сказываются на текущих выплатах по листку нетрудоспособности, но гораздо меньше чем в ПФР. В ПФР используется страхование с накоплением за десятилетние периоды, когда просто невозможно не признавать наличие инфляции. В связи с этим необходимо производить перерасчеты, которые должны демонстрировать как бы справедливый учет инфляции. Индексация внесенных работодателями страховых взносов хотя бы на уровень официальной инфляции, демонстрировала какую-то справедливость. Вновь принятый «балльный» подход существенно снизил параметры индексации и при этом сумел здорово замаскировать ее недостаточный учет.
Если рассчитать выплаты по листку нетрудоспособности за 10-20 минут на калькуляторе с точностью до рубля способны многие, то самостоятельно осуществить расчет пенсии не в состоянии более 99% будущих пенсионеров. Проверить правильность начисления пенсии Пенсионным фондом практически мало кто может. Человеку это надо раз в жизни. Для того чтобы в нем самостоятельно разобраться надо иметь как минимум высшее техническое, а лучше и экономическое образования, а также затратить уйму времени. Личный опыт показывает, что Пенсионный фонд абсолютно не заинтересован назначать Вам максимально возможную пенсию даже по существующему закону, скорее наоборот. Работники Пенсионного фонда под предлогом законности и Вашей неосведомленности сделают все от них зависящее, чтобы Ваши пенсионные выплаты были минимальны, а такая льгота как досрочный выход на пенсию, например по «вредности» или другим основаниям вовсе не состоялся.
И это не все «плюсы» введения балльной системы.
За переходный период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, установлено меньше 10 баллов (например, за 2015 г. - 7,39 баллов), то есть даже уже зачисленные на индивидуальный лицевой счет работника и уплаченные работодателями полные суммы страховых взносов урезаются, уменьшая будущую пенсию. До 2015 года, ни какого урезания страховых взносов не было. Приняв новый способ исчисления, под видом переходного момента у работников перестали учитывать часть страховых взносов.
На лицевой счет работника могут перечислять взносы несколько организаций, если он работает по совместительству. Эти организации не контактируют между собой и не располагают общей суммой уже начисленных и уплаченных страховых взносов. Поэтому в общей сложности на счету работника за год может образоваться сумма большая, чем максимально возможная. В этом случае Пенсионный фонд не начисляет со взносов превышающих максимальную сумму страховых взносов работнику пенсию, в очередной раз «прощая» эти суммы работнику. А ведь эти взносы были фактически уплачены в ПФ за работника, хотя своего предназначения они не выполнили.
Работающим пенсионерам при ежегодных перерасчетах за прошедший после выхода на пенсию отработанный год также не учитываются страховые взносы в полном объеме. Страховые взносы, превышающие в балльном исчислении 3 балла, отбрасываются, т.е. может не учитываться в балльном исчислении до 7 баллов в год начисленных на индивидуальный лицевой счет человека и уплаченных страховых взносов. До 2015 года отработавший дополнительный год пенсионер мог получать в определенных случаях добавку к ежемесячной пенсии до 800 и более рублей. Максимальная доплата в 2015 году составила только 214,23 руб. Без ограничения в 3 балла человек даже при балльном подходе мог получать 714,1 руб. Если человек продолжал работать, то даже эта небольшая в 214 рублей доплата не индексировалась.
Все это привело к относительному снижению пенсии сегодня уходящих на пенсию людей. Если сравнить для одних и тех же условий по реальной заработной плате двух людей, у одного из которых дата выхода на пенсию до 2015 года, а у второго - 2021 год, то второй в процентном отношении будет получать пенсию значительно меньше. Страховая часть (без фиксированной части), рассчитанная исключительно от его страховых взносов с использованием баллов будет значительно ниже. Если ни чего не изменится, то отличие в дальнейшем будет только расти, поскольку будет увеличиваться период, учитываемый через баллы. Используя показанные в пункте 3 значения потери баллов можно примерно оценить уже имеющуюся не доплату пенсии выходящими на пенсию людьми. Если человеку не доплатили 2 годовых взноса, то вычтя эти 2 года из базового стажа, который составляет 30 лет, мы получим 28 лет. Разделив 30 на 28 получим 1,07, т.е. у человека страховая пенсия будет меньше примерно на ~ 7 %. Главную роль в этом снижении как раз и сыграл переход на «балльную» систему расчета пенсии. Если бы верхние пределы сумм страховых взносов в ПФ росли не выше уровня инфляции, вот тогда бы пенсии реально могли бы вырасти. Осталось только убрать «бы».
В представленном материале не рассматривается снижение социальной защищенности, вызванное введением запрета на индексацию пенсии работающих пенсионеров и увеличение пенсионного возраста, о которых не слышал разве что грудной ребенок. Мы оценили лишь последствия введения «замаскированного» балльного подхода для расчета пенсии. С готовностью обсудим другие подходы в оценке «бального» метода.
За последние 30 лет чиновники от государства неоднократно изменяли условия назначения пенсии. Увеличился базовый стаж начисления пенсии с 25 до 30 лет, а ее средняя величина, даже по официальным данным, составляет порядка 30-34% от утраченного заработка. Хотя по 102 Конвенции МОТ, ратифицированной Россией, эта величина должна составлять не менее 40 %. Однако это не касается госслужащих. Их базовый стаж работы для выхода на пенсию составлял до недавнего времени 15 лет, «теперь» он постепенно увеличится к 2026 году до 20 лет. За базовый стаж государственный служащий при расчете пенсии получает 45% среднемесячного заработка за последний год работы (!). Кроме этого, они могут прибавить дополнительно по 3% за каждый год работы сверх базового стажа, но не более 30%. Таким образом, госслужащие выходят на уровень в 75% от среднего заработка за последний год работы. При этом их стаж работы не будет превышать 30 лет, т.е. тот стаж, который у обычного пенсионера берется за базовый. Этот показатель гораздо лучше, чем в советское время, когда мужчине нужно было иметь 45 лет стажа, чтоб получить 75% от своего среднего заработка за последний год работы.
Работа за письменным столом или компьютером с бумагами в министерстве или госучреждении по своим умственным и физическим затратам ни чем принципиально не отличается от такой же работы с бумагами на фирме, на производстве или в НИИ. Так почему пенсия у таких работников должна рассчитываться по другому принципу? Это социально не справедливо по отношению к своему народу.
Считаем необходимым внести изменения в пенсионное законодательство, которые установят одинаковые принципы расчета размера пенсии для всех категорий работников (базовый стаж, порядок определения размера и т.д.), в том числе и государственных служащих, по крайней мере, для тех из них чья, работа не связана с риском для жизни (военные, полиция, пожарные и др.).

Заместитель председателя
Татарстанского рескома Профавиа Ягин В.Е.

Таблица

 

Годы

 

Инфляция

в РФ по годам, %

Предельные суммы страх. взносов в ПФР, (дающие    10 баллов) тыс.руб.

Темп роста предельных сумм страх. взносов в ПФР, %

Предельные суммы страх. взносов в ФСС, тыс.руб.

Темп роста предельных сумм страх. взносов в ФСС, %

Зарплата за год с учетом инфляции, (т.е. сопоставимая за каждый год реальная зарплата) в руб.

 

Расчетные баллы для пенсии за год

 

Стоимость пенсионных баллов,  руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2014

 

624

 

624

 

312000

5

64,10

2015

12,9

711

13,9

670

7,4

352248

4,95

71,41

2016

5,4

769

8,2

718

7,2

371269

4,83

74,27

2017

2,5

876

13,9

755

5,2

380551

4,34

78,58

2018

4,3

1021

16,6

815

7,9

396915

3,89

81,49

2019

3,0

1150

12,6

865

6,1

408822

3,55

87,24

2020

4,9

1292

12,3

912

5,4

428854

3,32

93,00

2021

4

(Прогноз ЦБ РФ)

1465

13,4

966

5,9

446008

3,04

98,86

Итого рост за период, %

 

43

 

 

135

 

 

55

 

 

 

54%

 



Вернуться к списку