100-летие ЦАГИ в истории авиации: экраноплан "Лунь"

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
26 Июл 2018
16 июля 1986 года был впервые спущен на воду советский ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь". Его предназначение — поражение ракетными ударами надводных кораблей, в особенности авианосцев. "Лунь" нес на борту шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет ЗМ-80 "Москит", мог развивать скорость до 500 км/ч и пролетать до 2000 км. Его незаметность для радаров давала возможность приближаться к цели на расстояние пуска ракеты, за что экраноплан получил неофициальное название "Убийца авианосцев". Помимо этого, "Лунь" — один из самых тяжелых летательных аппаратов в мире.
Сборка первого экземпляра экраноплана началась в 1983 году на опытном заводе "Волга". Двойственная природа крылатой машины позволила конструкторам использовать влияние и воды, и воздуха. Согласно международной классификации, экранопланы относятся к морским судам, однако аппараты не только плавают — в основном эксплуатационном режиме они летают в воздухе на высоте нескольких метров от поверхности воды или суши. Основная их особенность — использование "экранного эффекта", при котором поток под крылом отражается от земли или воды и создает дополнительную подъемную силу. Экраноплан как бы скользит над поверхностью, не касаясь ее. Это позволяет превосходить суда на воздушной подушке по скорости и боевым характеристикам, а самолеты – по грузоподъемности.
"Лунь" стал особенным заданием для специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Гидродинамикам института пришлось освоить новые методы моделирования, модифицировать методику испытаний аппарата и решать одновременно задачи обеспечения мореходности, устойчивости и управляемости. Это потребовало нетрадиционных для гидроавиации решений: поддува под крыло двигателями, применения амортизированных глиссирующих гидролыж и др. А по результатам модельных испытаний в аэродинамической трубе специалисты изучили влияние одиночного и группового ракетного залпа с борта "Луня" на его аэродинамику и динамику как для режима плавания, так и для режимов крейсерского полета. Наконец, ученые ЦАГИ внесли существенный вклад в создание теории устойчивости и управляемости таких аппаратов.
После успешного прохождения государственных испытаний экраноплан "Лунь" вошел в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, однако в 1990-е годы работы по этому направлению прекратились, а сам аппарат был законсервирован.
Источник: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт".



Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: