Союзу авиапроизводителей России — 10 лет!

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
14 Июл 2020
14 июля 2020 года Союз авиапроизводителей России отмечает свой первый юбилей — 10 лет. Знаменательно, что Союз моложе отечественной авиационной промышленности на 100 лет, которой 28 июня исполнилось 110 лет: 28 июня 1910 года (15 июня 2010 года по старому стилю) Министерство торговли и промышленности Российской Империи выдало санкт-петербургскому градоначальнику Д.В. Драчевскому отношение об удовлетворении ходатайства "Первого российского товарищества воздухоплавания" об открытии механического завода для постройки летательных аппаратов в Санкт-Петербурге.

А 25 апреля 1911 года под председательством Н.Е. Жуковского состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный Съезд. От первого разрешения до первого Съезда прошло 10 месяцев! К сожалению, после Октябрьской революции 1917 года не было возможности продолжить работу ассоциациям, созданным в России для общения бизнеса и государства в условиях рыночных отношений. В Советском Союзе понятие бизнес больше ассоциировалось с уголовным кодексом, чем с производством. При этом возможности социалистического планового хозяйства были успешно реализованы в авиации. Созданная в советский период авиационная техника поражала воображение и являлась объектом гордости всего народа.

Возможность общения бизнеса и государства появилась во времена перестройки и внедрения новых методов хозяйствования в конце 80-х годов прошлого века.

В апреле 1989 года на учредительном Съезде представителей предприятий авиационной промышленности было принято решение о создании Всесоюзного общества авиастроителей. В состав Общества входили более 80 предприятий и более 300 физических лиц. После образования СНГ Всесоюзное общество авиастроителей было преобразовано в Межрегиональную общественную организацию "Общество авиастроителей", в состав которого входили только физические лица России и СНГ. Специалисты-авиаторы пытались с помощью общественной организации сохранить советские традиции авиастроения, действующую кооперацию и конструкторский потенциал. Большая заслуга в создании Общества принадлежала Александру Михайловичу Баткову. К сожалению, процессы размежевания и разрушения, проходившие в СНГ, сделали невозможным работу Общества и его деятельность прекратилась.

31 мая 1991 года по инициативе 58 предприятий была образована Международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения", которая объединила разработчиков и изготовителей высокотехнологичной наукоёмкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, вертолетов, ракетно-космической техники, речных и морских судов, энергетические и газоперекачивающие комплексы, агрегаты и комплектующие к двигателям. В настоящее время в АССАД входят 100 фирм различного профиля и форм собственности из России, Украины, Белоруссии, США, Франции, Германии, Чехии, Швейцарии и Канады. Ассоциация была создана и успешно работает благодаря авторитету и высокому профессионализму Президента Ассоциации (с 1991 года по настоящее время, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению) Виктору Михайловичу Чуйко.

В 2002 году по инициативе ведущих предприятий России, Украины, Узбекистана при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета был создан Международный союз авиапромышленности (МСА), который объединил 40 предприятий. Президентом Союза была избрана Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Григорьевна Анодина, которая в течение 7 лет руководила работой Союза.

6 февраля 2009 года Президентом Союза на конференции МСА был избран Президент, Председатель правления ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Федоров Алексей Иннокентьевич. В своем выступлении на конференции Алексей Иннокентьевич Федоров озвучил новые цели деятельности Союза: "В авиационной промышленности прошла структурная реорганизация — созданы ОАО "ОАК", ОАО "Оборонпром", ОАО "Вертолеты России", формируются холдинги под эгидой ГК "Ростехнологии". Теперь основной упор должен быть сделан на интеграцию российской авиационной промышленности в мировую авиаиндустрию". Но развивать это в формате Международного Союза было трудно и в апреле 2009 года МСА был реорганизован в НП "Союз авиапромышленности России". Из-за возникшей неопределенности правового статуса членов МСА в новой организации в 2010 года было принято решение о прекращении деятельности Союза авиапромышленности России. При этом в целом работа МСА была оценена предприятиями промышленности положительно. О необходимости национального отраслевого Союза высказывались многие предприятия.

9 июня 2010 года состоялось учредительное собрание Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей". Учредителями выступили: ОАО "ОАК" в лице Президента Федорова Алексея Иннокентьевича, ФГУП "ЦАГИ" в лице Алешина Бориса Сергеевича, ФГУП "ВИАМ" в лице генерального директора Каблова Евгения Николаевича, ФГУП "ГосНИИАС" в лице генерального директора Желтова Сергея Юрьевича и ФГУП "НИИСУ" в лице генерального директора Алексашина Анатолия Алексеевича. 14 июля 2010 года Министерство юстиции Российской Федерации выдало свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации о внесении НП "САП" в Единый государственный реестр юридических лиц.

Большой вклад в создание Союза внес Алексей Иннокентьевич Федоров, а в становление Союза — Академик РАН, Герой Социалистического труда Евгений Александрович Федосов, на протяжении долгого времени исполнявший обязанности Генерального секретаря Союза и продолжающий в настоящее время большую работу в качестве Заместителя генерального секретаря. Выступления Евгения Александровича на Наблюдательных советах, Общих собраниях всегда вызывают интерес, а его рекомендации находят одобрение и поддержку.

Для обеспечения возможности участия отечественных авиапроизводителей в разработке международных нормативных документов, одной из главных целей было определено вступление в Международный координационный совет ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA), имеющий статус наблюдателя в Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Условием членства в ICCAIA является представление национальной ассоциацией интересов не менее 75% отечественных авиапроизводителей. Руководители предприятий авиационной промышленности поддержали идею вступления в ICCAIA. В 2012 году НП "Союз авиапроизводителей" благодаря большой работе, проведенной Генеральным секретарем Союза Федосовым Евгением Александровичем и Президентом Союза Коптевым Юрием Николаевичем, стал наряду с ассоциациями США, Евросоюза, Бразилии, Канады и Японии шестым действительным членом этой уважаемой организации. Союзы и ассоциации предприятий авиационной промышленности успешно работают и востребованы бизнесом в государствах с развитой авиационной промышленностью. Авиация — серьезная движущая сила мирового рынка: 65,5 млн. рабочих мест напрямую или косвенно связаны с авиационным сектором, в 2019 году на долю авиации пришлось 2,7 трлн. долларов США, существенный вклад вносят предприятия малого и среднего бизнеса. Национальные союзы и ассоциации стали эффективным механизмом решения ключевых проблем отрасли. В качестве примера: площадка ASD используется бизнесом для рассмотрения вопросов защиты окружающей среды, проведения исследований и создания новых технологий, вопросов промышленной безопасности, правового регулирования и таможенных правил, сертификации продукции, разработки серии стратегических стандартов и другие. Членство в ICCAIA дает представителям предприятий-членов Союза уникальную возможность участвовать в работе Комитетов ICCAIA, получать актуальную информацию о тенденциях развития мирового авиастроения и участвовать в выработке консолидированной позиции ведущих авиастроителей по обсуждаемым вопросам. Из-за отсутствия опыта работы в международных организациях такого уровня, представительство Союза в Комитетах первоначально было малочисленным. Надо отметить, что и работа Комитетов ICCAIA была организована не на должном уровне, о чем говорили представители национальных ассоциаций, по инициативе которых прошли структурные и организационные изменения. Такие изменения проходили и в Союзе авиапроизводителей России.

В 2017 году Генеральным секретарем Союза была избрана Людмила Борисовна Ростовцева. По ее инициативе был создан Комитет по работе с Международным координационным советом ассоциаций аэрокосмической промышленности и национальными аэрокосмическими ассоциациями. Комитет, в состав которого вошли представители интегрированных структур и специалисты по направлениям, систематизировал международную деятельность, акцентировал работу не на процесс, а на результат. Особенно это актуально сейчас, когда ICCAIA принимает активное участие в рабочих органах ИКАО по экологии, инновациям, восстановлении авиации после эпидемии коронавируса и других.

Основные направления деятельности Союза определяются Общим собранием организации. В 2020 году Общее собрание 2 апреля утвердило следующие основные направления деятельности на 2020-2021 годы:

1. Проведение экспертизы нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку, производство и испытания авиационной техники, выработка предложений по совершенствованию системы поддержания летной годности, с учетом стандартов ИКАО и рекомендаций ICCAIA.

2. Применение федерального закона "О техническом регулировании" в рамках действующего воздушного законодательства. Ведение Секретариата ТК323 "Авиационная техника" и организация работы в подкомитетах ТК20 "Авиационная и космическая техника" международной организации по стандартизации (ИСО). Разработка и реализация программы по стандартизации в авиационной промышленности на 2021-2025 годы".

3. Выработка предложений предприятий отрасли и экспертного сообщества по решению задач, стоящих перед авиационной промышленностью. Проведение их публичного обсуждения и доведения до федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Руководство текущей деятельностью Союза по выполнению решений Общего собрания осуществляет Президент — Борис Сергеевич Алешин и Наблюдательный совет прежде всего через Комитеты САП. Работу Комитетов организовывают Генеральный секретарь — Людмила Борисовна Ростовцева и Заместитель генерального секретаря — Евгений Александрович Федосов.

Благодаря знаниям и авторитету Юрия Николаевича Коптева, который на протяжении 9 лет работал Президентом, предприятия Союза активно участвуют в обсуждении и выработке рекомендаций по ключевым вопросам отрасли, выступают с законодательными инициативами по совершенствованию нормативной базы.

В 2020 году истек срок полномочий Юрия Николаевича. Он проинформировал Наблюдательный совет о своем решении не баллотироваться на следующий трехлетний срок и предложил рекомендовать Общему собранию членов Союза избрать Президентом Союза Академика РАН, Члена Общественной палаты Российской Федерации Бориса Сергеевича Алешина. Данное решение было поддержано членами Союза путем заочного голосования на общем собрании Союза 2 апреля 2020 года.

В состав Наблюдательного совета входят руководители интегрированных структур, государственных научных центров и частных предприятий отрасли.

Работа по подготовки проектов решений Наблюдательного совета ведется в Комитетах:
Комитет по безопасности полетов (Председатель Комитета Щербаков Геннадий Борисович). Комитетом были подготовлены одобренные 4-ым Съездом авиапроизводителей России поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации (статью 24¹ "Обеспечение безопасности полетов гражданских судов") и по поручению Наблюдательного совета разработан проект "Программы по безопасности полетов гражданских воздушных судов".
Комитет по стандартизации и управлению качеством (Председатели Комитета в 2010-2017 гг. Шалаев Антон Павлович, в 2017-2019 гг. Шувалов Анатолий Иванович). В соответствии с решением 2-го Съезда авиапроизводителей России Комитетом была разработана "Программа стандартизации в авиационной промышленности на период 2016-2020 годов".
Комитет по беспилотным авиационным системам (Председатель Комитета Желтов Сергей Юрьевич), который организовал обсуждение и внесение изменений в проекты ФАП "Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с воздушным судном самолетного типа с взлетным весом до 750 кг" и "Нормы летной годности беспилотных авиационных систем с воздушным судном вертолетного типа обычной схемы с взлетным весом до 750 кг".
Комитет по вопросам сертификации в авиационной промышленности (Председатель Комитета Бабкин Владимир Иванович), который организовал обсуждение нескольких проектов ФАП-21: "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей".

Союз авиапроизводителей России ведет секретариат Технического комитета 323 "Авиационная техника". Председатель комитета — генеральный директор Союза авиапроизводителей России Горбунов Евгений Алексеевич. Основу ТК 323 составляют члены Союза. Работа комитета получила высокую оценку Росстандарта. По итогам работы последних трех лет ТК 323 входит в пятерку лучших комитетов. Из-за важности работ по стандартизации Наблюдательный совет принял решение о создании на базе комитета по стандартизации и управлению качеством двух комитетов: Комитет по управлению качеством (Председатель Шувалов Анатолий Иванович) и Комитет по стандартизации и унификации (Председатель Ляшенко Алексей Иванович).

Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Профавиа Союз организовал проведение четырех Съездов авиапроизводителей России. Съезд — это проверенная форма выработки согласованных федеральными органами исполнительной власти и бизнесом стратегических решений. Результатом работы указанных Съездов стал целый ряд рекомендаций по:

разработке и принятию "Стратегии развития авиационной промышленности;
совершенствованию обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов;
организации работ по подготовке и повышению квалификации кадров в авиационной промышленности;
совершенствованию нормативно-технической базы разработки, производства и эксплуатации авиационной техники;
поддержке российских эксплуатантов воздушных судов;
и по многим другим вопросам.

События последнего времени, связанные с пандемией, коренным образом изменили ситуацию в авиационной индустрии. Возникли проблемы, связанные с падением объемов перевозок, появлением новых санитарных требований при организации производства. Перспективы развития организаций разработчиков и производителей авиационной техники, авиакомпаний, аэропортов, управления воздушным движением, поставщиков других услуг тесно связаны между собой. Сегодня как никогда необходимы согласованные действия всех участников авиационной деятельности. В рамках деловой программы Международной выставки и конференции по гидроавиации "Гидроавиасалон 2020" (г. Геленджик) запланировано проведение 5-го Съезда авиапроизводителей России
и Наблюдательный совет планирует рассмотреть на нем вопросы совершенствования нормативного обеспечения разработки, производства и сертификации авиационной техники. Вопрос крайне важный и актуальный при диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса и импортозамещения в гражданской авиации.

Союз авиапроизводителей России стал площадкой профессионалов для обсуждения проблемных вопросов, решения которых позволят авиационной промышленности России занимать достойное место среди производителей авиационной техники.

10 июля 2020 года состоялось юбилейное 50-е заседание Наблюдательного совета. За 10 лет Наблюдательный совет рассмотрел более 200 вопросов.

Совместно с Минпромторгом России и Профавиа Союзом проведено 4 Съезда авиапроизводителей России и 8 конкурсов "Авиастроитель года".

Союз может и должен стать действенным востребованным механизмом для бизнеса. Одна из задач Союза — создание условий для активного участия частного бизнеса в авиастроении. Отрасль должна жить в рыночных условиях, а это возможно при развитии гражданского сектора. Предприятия с разной формой собственности должны иметь на равных условиях возможность работать на внутреннем рынке и конкурировать с иностранными производителями на внешнем.

Задача Союза — организовать профессиональный диалог бизнеса и государства по созданию условий для успешной конкуренции с ведущими мировыми производителями гражданской авиационной техники:

- Отечественные производители должны иметь доступ к кредитам на сопоставимых условиях;

- Налоговая нагрузка на отечественную продукцию не должна превышать налоговую нагрузку на импортируемую авиационную технику;

- Государственная система обязательной сертификации должна защищать интересы отечественных производителей на внутреннем рынке и обеспечивать возможность продвижения авиационной техники на внешний рынок.

Союз авиапроизводителей России принимает активное участие в мероприятиях, проводимых Союзом машиностроителей России, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Международной ассоциацией "Союз авиационного двигателестроения", Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности.

65 предприятий авиационной промышленности являются действительными членами Союза и более 83 авиационных предприятий ассоциированными.

Поздравляем всех членов Союза с 10-летним юбилеем Союза и 110-летним юбилеем отечественного авиастроения!


История Союза в фотографиях размещена на сайте в разделе Видеогалерея
(путь: Инормационные ресурсы — Архив — Видеогалерея).

Источник: Союз авиапроизводителей России.

Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: