"Авиационная стая": Попов назвал преимущества бомбардировщика С-70 "Охотник"

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
11 Авг 2020
Возможность использования беспилотника С-70 в боевой группе с управляемыми самолетами приближает его к самолетам шестого поколения, сказал в интервью с "НьюИнформ" заслуженный летчик РФ, генерал-майор авиации Владимир Попов, заметив, что управление БПЛА может осуществляться из кабины пилотируемого самолета.

Ранее американское издание The National Interest сравнило российский беспилотник С-70 "Охотник" с американским B-21 Raider. Журналисты отметили, что ударный БПЛА России превосходит американский аналог по незаметности благодаря использованию радиопоглощающих материалов и конструкции фюзеляжа.

Российский тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) С-70 "Охотник" разрабатывается "Компанией "Сухой". С 2018 года он проходит различные испытания, информации о принятии на вооружение пока нет. Планируется, что производство серийных самолетов начнется не ранее 2024 года.

Владимир Попов согласился с выводами американских журналистов о российском С-70. Он отметил, у США опыт применения стелс-технологий больше, поскольку Россия при создании самолетов ранее делала упор на другие, не менее важные характеристики.

"В США, возможно, действительно знают, о чем говорят, поскольку у них технологии стелс были достаточно хорошо развиты, и они давно этим занимаются. Мы на радионевидимость, меньшую заметность в инфракрасном излучении и оптико-электронном обнаружении до сегодняшнего дня обращали наименьшее внимание, поскольку для управляемых самолетов и беспилотников главными были функционал и выполнение боевых задач, а также соответствующих маневров, чтобы преодолеть средства ПВО и выполнить свою задачу по обнаружению или нанесению удара", — сообщил он.

Генерал рассказал, что при разработке перспективного ударного БПЛА технологии обеспечения невидимости для систем обнаружения были применены в полной мере.

"В концепции С-70 "Охотник" изначально закладывался и просчитывался вариант создания платформы или модели, как можно менее заметной в различных системах обнаружения: радиолокационных, оптико-электронных и оптических. По этим трем направлениям наши конструкторы отработали, я считаю, очень хорошо, и получили большой эффект", — оценил Попов.

По словам эксперта, для беспилотника была подобрана удачная компоновочная схема, которую многократно изучали в аэродинамических трубах и тестировали в различных условиях и с различных ракурсов. Она обеспечивает самолету незаметность в радиолокационном диапазоне.

"Фактически, он представляет собой "летающее крыло": фюзеляж, где должна располагаться основная аппаратура и силовая установка — это просто увеличенная часть крыла. За счет этого радиолокационное обнаружение идущего на локатор беспилотника уменьшается в разы. Если его наблюдать в профиль, сбоку, сверху или снизу, характеристики радиолокационной невидимости также очень высокие и отвечают современным требованиям к, как говорят американцы, "самолетам-невидимкам", — заметил летчик.

На С-70 "Охотник" предусмотрено нанесение специального покрытия и камуфляжа, чтобы обеспечить ему меньшую заметность в оптическом, визуальном диапазоне, пояснил Владимир Попов. Малая заметность для оптико-электронных систем обнаружения при этом достигнута благодаря распределению оборудования по корпусу.

"Расположение антенн, систем обнаружения и систем наведения, выполнены так, что масса электронного излучения распределена по корпусу самолета полностью. Таким образом, электронная эмиссия излучаемого магнитного поля или принимаемые навигационные сигналы распределяются так, что для противника в оптико-электронном диапазоне самолет тоже малозаметен. Имеет свои преимущества самолет и в оптическом диапазоне: в профиль он очень тонкий, и крыло, и другие детали продуманы таким образом, что и в воздухе его различить визуально тоже затруднительно. Эти показатели и говорят о том, что ударный беспилотный самолет-разведчик получился достаточно удачным", — констатировал генерал.

На сегодняшний день о перспективном БПЛА известно не очень много, заметил специалист. Хотя самолет летает и интенсивно используется всего два года, он уже хорошо себя показал.

"Сегодня идут интенсивные испытания и на полигоне, и в пилотажном отношении на аэродромах, в Ахтубинске, в том числе. Понятно, что результатов еще нет, и какими они будут точно, знает, наверное, только узкий круг специалистов, но в общем понимании выработанный идеологический подход к беспилотнику оказался удачным. Где-то это даже прототип самолета шестого поколения", — сказал Попов.

Схожесть с самолетами перспективного шестого поколения, по мнению летчика, заключается в том, что С-70 "Охотники" могут использоваться в одной боевой группе с пилотируемыми самолетами и даже управляться ими.

"Он проверяется в совмещенных полетах с управляемыми, пилотируемыми самолетами Т-50 (или Су-57). Это тоже показательно, если он в комплексе будет "завязан" с системами наведения, навигации, и работать под управлением пилотируемого истребителя. Это уже создание и внедрение идеологии "авиационной стаи" в воздушном пространстве для преодоления средств ПВО", — пояснил он.

Владимир Попов считает, что перспективный "Охотник" — это шаг в реализации программы создания самолетов, управляемых "виртуальным летчиком". Идеологии, связанной, по его словам, с обеспечением максимально возможной безопасности пилотируемых самолетов от угрозы поражения истребительной авиацией, а также силами и средствами ПВО вероятного противника.

"Беспилотник, конечно, тоже дорогой по своим конструктивным особенностям и изготовлению, поскольку это высокоинтеллектуальная роботизированная машина, но она все равно "дешевле", чем человеческая жизнь. Концепция использования беспилотников в группе с пилотируемыми самолетами заключается в том, что наиболее угрожаемые направления и участки будут преодолевать именно беспилотники. Они будут осуществлять "прорыв" через средства ПВО противника, ставить радиоэлектронные средства защиты, отвлекать на себя внимание и лавировать относительно пилотируемых самолетов — идти выше или ниже", — рассказал летчик.

Генерал подчеркнул, что С-70 смогут работать и в комплексе с другими беспилотными самолетами-разведчиками или ударными самолетами меньших размеров, пользоваться и их "услугами" и одновременно ими управлять, создавая "рой".

На этом функционал перспективных беспилотников не заканчивается. Как рассказал эксперт, они будут наносить авиационные удары по находящимся на земле силам и средствам ПВО вероятного противника, таким образом, "расчищая" путь для следующих позади управляемых самолетов.

"Прорывая мощную оборону ПВО противника, они будут вести за собой уже пилотируемые самолеты. Причем это могут быть даже не самолеты пятого поколения, а, например, 4+ поколения. Идея того, что человек лучше машины, думаю, пока еще останется в нашей идеологии, поэтому эффективность такого построения при преодолении средств обороны противника и нанесения авиационных ударов по нему будет во много раз выше, чем при обычном пилотируемом полете", — считает Владимир Попов.

Цена и качество гибридной схемы управления и использования двух типов воздушных судов — беспилотников различного класса и пилотируемых самолетов, будет отличаться в лучшую сторону, заключил летчик.

Ранее Владимир Попов рассказал "НьюИнформ" об особенностях самолетов перспективного шестого поколения. Летчик заявил, что они будут походить на самолеты пятого поколения, однако отличаться повышенной многофункциональностью и уровнем автоматизации, а ключевая особенность будет заключаться в возможности беспилотного управления.

Юлия Воронцова
Фото: Минобороны РФ

Источник: НьюИнформ (newinform.com), Санкт-Петербург.

Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: