На все лопасти мастер

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
19 Авг 2020
21 год назад, 17 августа 1999 года, в небо впервые взмыл "Ансат" — легкий вертолет, созданный на Казанском вертолетном заводе. Окрещенный "простым" — так переводится слово "ансат" с татарского языка — он вскоре подтвердил слова легендарного Брюса Ли: "Простота — высшая ступень искусства". За искусством завоевывать рынок на примере этой машины лучше всего следить на МАКС, где "Ансат" регулярно представал в новом обличье.

МАКС, помнишь, как все начиналось?

Середина 1990-х годов — тяжелое для отечественного авиастроения время. Бюджетное финансирование минимально, авиакомпании почти не покупают новую авиатехнику, госзаказ отсутствует. Но руководство Казанского вертолетного завода мыслило на перспективу: один из самых массовых отечественных вертолетов Ми-2 вскоре потребует замену. Работы над преемником начались в 1994 году. Энтузиазм молодого КБ позволил уже в 1997 году построить полноразмерный макет, а спустя пару лет — поднять в воздух опытный прототип. И пока летные испытания продолжались, на выставках новую программу представляли в виде моделей и макетов. Так на МАКС-2001 на статической площадке рядом стояли макеты легкого ударного "Ансат-РЦ" и его собрата в версии для санавиации. Специалистам стало понятно, что "Ансат" не так уж прост, как кажется на первый взгляд: это универсальная платформа для создания различных версий, в том числе для перевозки пассажиров и грузов, ВИП-борт, летающая "скорая"... и это еще не все!

Меж тем, чтобы в жизни новый вертолет оказался прост и покладист, казанские конструкторы наделили машину просторной кабиной (целых восемь кубических метров, на сегодняшний день это самая большая и эргономичная кабина вертолетов такого класса). На смену традиционной шарнирной конструкции подвески лопастей несущего винта пришла торсионная система, которая значительно улучшила динамические характеристики винта, повысила управляемость вертолета и снизила стоимость эксплуатации.

Тяжело ли в учебе?

Отдельно следует отметить еще одного брата из дружной семьи "Ансатов": учебный вертолет "Ансат-У". Он может удивить — и уже удивил и заинтересовал военных — комплексной системой управления (КСУ-А). Эта цифровая система "переводит" управляющие движения летчика на понятный для машины "язык". И вертолет благодаря этому становится послушным и простым в управлении. Мало того: умная электронная система может имитировать управление вертолетами разного типа, как ударными, так и транспортными.

Система КСУ-А значительно опередила время: на тот момент нигде в мире не существовало гражданских вертолетов с такой системой управления, отсутствовали и сертификационные требования к ней. Поэтому в 2013 году гражданские "Ансаты" были сертифицированы авиационными властями с традиционной гидромеханической системой управления. Но у Минобороны свои требования, поэтому на "Ансатах-У", дебютировавших на МАКС-2009, пилоты ВКС России осваивают навыки управления винтокрылыми машинами.

Скорая вертолетная помощь

В 2015 году на МАКС вертолеты "Ансат" были представлены Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. У вертолета в тот год начинался в жизни новый этап: он был сертифицирован для применения с медицинским модулем. В 2018 году холдинг "Вертолеты России", в который входит Казанский вертолетостроительный завод, и Национальная служба санитарной авиации подписали контракты на поставку 104 "Ансатов" в медицинском исполнении.

Первые вертолеты этой модели переданы санавиации на рубеже 2018-2019 гг. А на МАКС-2019 посетители увидели новый медицинский "Ансат", оснащенный "стеклянной кабиной" с дисплеями, отображающими видеоинформацию качества HD и полностью цифровым пилотажно-навигационным комплексом. "Внедренные новации значительно повышают безопасность полетов и расширяют спектр возможностей "Ансат-РТ", — отметил в ходе авиасалона индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков.

Винтокрылый лимузин

Гости МАКС-2019 оценили еще одну новинку "Вертолетов России" - "Ансат" VIP-класса под брендом Aurus, способный перевозить до пяти пассажиров. Принимая проектировочные решения, изготовители летающего Aurus ориентировались на соответствующие VIP-автомобили. Не даром в его создании приняли участие конструкторы Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский заявил на МАКС-2019: "В тесном взаимодействии с коллегами из НАМИ нам удалось реализовать этот проект в максимально сжатые сроки — разработка интерьера началась в апреле 2019 года, сразу после утверждения дизайн-проекта. Уверен, что "Ансат" станет достойным дополнением к линейке Aurus, и в скором времени, по завершении испытаний, мы готовы будем принять заказы на новую машину".

В добрый путь!

Как и на старте программы, разработчики "Ансата" смотрят в будущее и пытаются удовлетворить потребности покупателей вертолетов, создавая все новые модификации. Нужно летать в горах — подтверждена способность выполнять полеты с площадок, расположенных на высоте 3,5 км. Надо летать дальше и дольше — разработан облегченный вариант с дополнительным топливным баком, и после испытаний вертолет сможет преодолевать без посадок 640 км и даже дальше. "Ансат" уверенно прокладывает себе дорогу на российский и зарубежные рынки и, конечно, на МАКС-2021 мы увидим нового представителя этого большого и дружного семейства.

Источник: АО "Авиасалон".

Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: