Российский самолет-электролет готовится к первому полету

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
20 Янв 2021

Мировая аэрокосмическая индустрия стоит на пороге глобальных перемен. Появляются новые, прорывные решения, которые кардинально изменят облик отрасли. Какой самолет будет олицетворять действительно революционный технологический рывок? Авиационные ученые и конструкторы убеждены: электрический.

Российский самолет — летающая лаборатория с инновационным сверхпроводниковым электродвигателем — готовится к первым испытательным полетам. В прошедшем декабре такой мотор впервые в мире был установлен и запущен на летательном аппарате. А с 28 по 30 января в Новосибирске планируется первый раз проверить совместную работу всех систем самолета, в том числе маршевой силовой установки, и демонстратора ГСУ, а также окончательно сформировать план наземных отработок и летных испытаний.

Для летных испытаний демонстратора в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") разработана летающая лаборатория на базе самолета Як-40. На летательный аппарат установлен электрический двигатель на сверхпроводниках, и выполнены его пробные запуски с воздушным винтом.

Электрический двигатель устанавливается в носовую часть самолета. Турбовальный двигатель с генератором — в "хвост" вместо среднего штатного двигателя АИ-25. Все остальные системы ГСУ размещаются в фюзеляже.

Электромотор является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает ЦИАМ (также входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией "СуперОкс". Ранее он, как и другие узлы и системы демонстратора гибридной силовой установки, прошел комплекс испытаний на специальных наземных стендах.

Как рассказывал в интервью "РГ" генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов, общий потенциал повышения эффективности от использования традиционных технологий в авиастроении к 2030 году не превысит 35-40 процентов от нынешнего уровня. И по авиадвигателям, и по аэродинамике практически достигнут потолок. Так что действительно нужен скачок, сопоставимый с переходом от винтовой к реактивной авиации. И электрические самолеты — это одно из наиболее очевидных направлений прорыва. Самолет на электрической тяге будет абсолютно экономичным и на 30-40 процентов менее шумным, чем традиционный.

Ранее сообщалось, что на основе отработанных технологий планируется приступить к созданию серийного электрического двигателя для самолета на 9-19 пассажиров. А в планах — к 2035 году получить 50-местный региональный самолет с гибридной силовой установкой.

Наталия Ячменникова

Источник: "Российская газета".

Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: