Татарстанская республиканская организация Российского
профсоюза трудящихся авиационной промышленности

Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Рейтинг истребителей с самыми мощными двигателями составило издание Military Watch Magazine.

С начала эпохи реактивной авиации одним из ключевых факторов, определяющих летные характеристики боевых самолетов, были характеристики их двигателей. Хотя удачность конструкции двигателя определяется множеством характеристик, включая простоту обслуживания, время между ремонтами, вес, который он добавляет к самолету, и его топливную эффективность, наиболее широко признанной характеристикой остается величина тяги, которую он может выдавать.

Более мощные двигатели являются важным фактором, влияющим на множество летных характеристик самолета, включая скороподъемность, скорость, рабочую высоту и маневренность в различных областях полета. Для взлета самолетов с большей тягой относительно их веса также требуются более короткие взлетно-посадочные полосы, что может быть ключевым преимуществом в военное время, когда аэродромы подвергаются бомбардировкам.

Ниже приведены пять самых мощных двигателей, которые устанавливались на истребители:

Д-30Ф6М на МиГ-31М

Д-30Ф6М был разработан для перехватчика МиГ-31М, который впервые поднялся в воздух в 1985 году и должен был поступить на вооружение в начале 1990-х годов. На самолет был установлен модернизированный двигатель от МиГ-31, получивший обозначение Д-30Ф-6М. Он был на 28 процентов мощнее оригинала. Перехватчик и его двигатель были полностью готовы к выпуску к 1994 году. Увы, распад СССР не позволил обеспечить финансирование серийного производства МиГ-31М с улучшенным двигателем.

F135 на F-35

Истребитель пятого поколения F-35 поступил на вооружение в 2015 году с двигателем F135, который на тот момент не имел себе равных по тяге. Однако даже такой силовой установки, которая на форсаже обеспечивает тягу до 19500 кгс, оказалось недостаточно для того, чтобы F-35 мог поддерживать скорость выше 1,2 Маха без форсажа. Максимальная скорость самолета в 1,6 Маха и потолок высоты в 15000 метров оказались значительно ниже среднего. Двигатель F135 оказался весьма проблематичным, он выходит из строя в шесть раз чаще других двигателей американских истребителей, и он требует особенно сложного технического обслуживания. Значительные изменения, внесенные в конструкцию F-35 в ходе его разработки, привели к созданию более крупного самолета с гораздо более высокими требованиями к мощности, что привело к тому, что F135 считается недостаточным для питания авионики самолета.

АЛ-41Ф на МиГ 1.42

Программа создания истребителя МиГ 1.42 началась в 1979 году с целью создания дальнего истребителя, способного действовать глубоко в воздушном пространстве противника. Двигатель АЛ-41Ф обеспечивал тягу на форсаже до 18000 кгс с каждого двигателя, таких силовых установок на самолете было две.

"Двигатели АЛ-41Ф, установленные на самолете, обеспечивали гораздо большую тягу и имели более высокое соотношение тяга/вес, чем любые другие, используемые на двухдвигательных истребителях до сих пор", - пишет MWM.

Серийное производство двигателя началось в конце 1990-х годов, но вскоре после распада СССР разработка нового самолета была остановлена.

WS-15 на J-20B

Китайская силовая установка WS-15, разработанная для истребителя пятого поколения J-20, в частности для усовершенствованного варианта J-20B, представленного в 2021 году, может сделать самолет самым мощным в мире по тяге: каждый из двух его двигателей будет обеспечивать тягу на форсаже до 18500 кгс. В апреле прошлого года стало известно о начале серийного производства двигателя.

АЛ-51 на Су-57М

АЛ-51Ф был разработан для российских истребителей пятого поколения, вскоре его начнут устанавливать на серийные самолеты Су-57. При проектировании приоритет отдавался минимальным эксплуатационным расходам и потребностям в обслуживании. Двигатель по-прежнему значительно мощнее самого мощного западного двигателя, устанавливаемого на двухдвигательный истребитель F-22 - F119. Ожидается, что он сможет обеспечивать тягу до 18000 кгс. Возможность управления вектором тяги, высокая топливная эффективность и относительно небольшой вес Су-57, как ожидается, сделают истребитель самым маневренным в мире на низких скоростях и, возможно, на высоких скоростях, где с ним будет соперничать J-20, отмечает MWM.