В Музее «Трудовой Славы» завода состоялось мероприятие, посвященное 60-летнему юбилею со дня первого полета серийного вертолета Ми-8.
В честь знаменательной даты предприятие посетила дочь прославленного советского авиаконструктора Михаила Миля – Надежда Миль. На празднике в Музее «Трудовой Славы» собрались руководители предприятия, конструкторы, ветераны, профсоюзный актив и молодежь завода.
Вертолет Ми-8 – легендарная винтокрылая машина, в истории создании которой несколько памятных дат. На КВЗ вспоминали одну из наиболее примечательных – 26 октября 1965 года. Именно тогда на предприятии впервые совершил полет первый серийный Ми-8. Мероприятие открыл заведующий Музеем «Трудовой Славы» Валерий Соломахин, напомнив собравшимся о важных вехах в создании Ми-8.
Заместитель генерального директора – главный конструктор ОКБ КВЗ Алексей Гарипов отметил в своем выступлении, что вертолет Ми-8 вошел в историю как «автомат Калашникова» в мире вертолётостроения – мощный модернизационный потенциал делает модель актуальной и спустя более полувека.
В связи с важной исторической датой Надежде Михайловне Миль, дочери великого авиаконструктора, была вручена награда отца – заводской знак отличия «Почетный Вертолетостроитель КВЗ», учрежденный в год 80-летия предприятия. Надежда Михайловна в свою очередь выступила с докладом о создании вертолета Ми-8 и передала в дар Музею «Трудовой Славы» оригиналы писем и фотографий. На одном из снимков – показ нового серийного вертолета Ми-8 руководству Советского Союза во главе с Леонидом Брежневым, на другом – Михаил Миль с конструкторами со всего мира возле «восьмерки» во время Международного аэрокосмического салона в Ле Бурже (Париж). Кроме того, музею предприятия преподнесли картину с изображением другого легендарного вертолета – Ми-4.
«Концепцию вертолета Ми-8 создавали с 1957 года, и в 1961 году взлетел однодвигательный вариант В-8, далее в 1962 году уже состоялся полет этой модели вертолета с двумя двигателями. Михаил Леонтьевич Миль не только был конструктором Ми-8, но и активно продвигал данный проект. Сегодня мы видим, что Ми-8 стал самым массовым вертолетом в мире – о нем слагают стихи и пишут песни. Огромная заслуга коллектива Казанского вертолетного завода в том, что он сумел воплотить в жизнь идеи Миля и сделать такую качественную и надежную технику», – сказала руководитель Фонда им. М.Л. Миля и руководитель музея НЦВ им. Миль и Камов Надежда Миль.
Также состоялось вручение медалей имени М.Л. Миля Федерации космонавтики России ветеранам и сотрудникам завода. Наградами были отмечены:
• генеральный директор КВЗ Николай Яковлев;
• президент Ассоциации предприятия и промышленников РТ – директор КВЗ с 1984 по 2007 гг. Александр Лаврентьев;
• бывший директор по производству Валерий Карташев, лично участвовавший в подготовке к первому полету Ми-8 еще в должности помощника ведущего инженера летно-испытательной станции;
• Владимир Шувалов, главный специалист НЦВ Миль и Камов, ветеран КВЗ;
• Валерий Соломахин, заведующий Музеем «Трудовой Славы»;
• Елена Непогодина, бывший экскурсовод Музея «Трудовой Славы»;
• Александр Хлебников, автор многих публикаций, посвященных деятельности М.Л. Миля.
После мероприятия в Музее «Трудовой Славы» Надежда Миль и другие гости осмотрели производственные цеха предприятия и посетили Производственно-учебный центр. Надежда Михайловна провела для учащихся урок-беседу о том, как М.Л. Миль создавал легендарные, известные во всем мире вертолеты. В завершение она оставила памятную надпись на фотокартине с изображением современного вертолета Ми-8, пожелав ребятам найти свое любимое дело.
Для справки:
Первый полет серийного вертолета Ми-8 на предприятии длился 12 минут. В состав экипажа вошли ведущий летчик-испытатель второго класса Леонид Антропов, второй летчик-инженер Борис Демчак, борттехник-испытатель Артур Николаев.
За всю историю производства Ми-8 по сей день КВЗ произвел больше 8,5 тысяч вертолетов данной серии. Из них свыше 4 тысяч единиц – поставлены на экспорт. Более 90 стран мира эксплуатируют вертолеты Ми-8 производства КВЗ
Пресс служба АО «КВЗ»